понедельник, 24 августа 2009 г.

Право на изнасилование: так вот за что мы боремся?"

Опять переводное и опять Sunday Times. Надоели они мне уже, обещаю к следующему разу переключиться на что-нибудь другое!

Просьбы те же: надавать добрых конкретных советов по исправлению конкретных фраз и предложений, чем больше тем лучше.

При этом воздержаться от общих оценочных высказываний типа "весь твой перевод - унылое говно от начала до конца" ( я понимаю, что трудно, очень трудно, но вы попытайтесь)

Просто читать и высказываться по теме статьи, разумеется, тоже можно ( извините, что повторяю очевидное)

Если вдруг возникнет желание перепостить статью, то лучше всего поступить так: копируете весь текст, предваряете его ссылкой на оригинал в Sunday Times, где-нить рядом пишете: кое-как перевела desp_immigrant и все. Ссылка на мой пост при этом не нужна.

Это касается любых переводов в этом дневнике, не только этого. Исключительно в качестве рекомендации, впрочем.

Право на изнасилование: так вот за что мы боремся?

Сговор афганского президента с консерваторами - прагматизм берущий верх над идеологией, но пока нам придется с этим смириться.

Мелани Рид для Сандей Таймс, 18 августа 2009

Оригинал здесь: http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/melanie_reid/article6799629.ece

Матери британских солдат в Афганистане, просыпающиеся каждое утро с тяжелым сердцем, слушающие каждую сводку новостей с пересохшим ртом, находят мало утешающего на этой неделе, самой опасной неделе из всего периода президентских выборов.

В таких обстоятельствах все родители полагаются на крупицы накопленной мудрости: на уверенность в том, что их сыновья и дочери делают что-то очень благородное, сдерживая терроризм и восстанавливая международную стабильность и безопасность. На то, что не может быть цели возвышеннее, чем установление демократии, и особенно освобождения угнетенных женщин.

Однако, за несколько дней до начала выборов мы узнали, что идеологическая борьба за права женщин Афганистана уже поставлена под угрозу, принесена в жертву сомнительной торговой сделке, которая, как надеется президент Карзай, позволит ему остаться у власти в этом глубоко женоненавистническом обществе.

Господин Карзай, нерешительный ставленник Запада, готовый угодить всем, втихую подписал исправленную версию того, что получило известность как "закон об изнасиловании в браке", желая сохранить свою популярность у духовенства и своих последователей среди мужчин. Пункт, настаивающий на праве мужа требовать от жены секса определенное количество дней в неделю, был убран, однако Шиитский Закон о Личном Статусе, первоначальную версию которого президент Обама назвал "омерзительным", продолжает оставаться омерзительным. Он позволяет мужчине отказывать женщине в еде, если она отказывает ему в сексе, передает опеку над детьми отцам и дедам, позволяет насильникам откупиться от судебного преследования и предписывает женщинам получать у мужей разрешение, прежде чем идти работать.

Все это было бы смешно, если бы не было так трагично. Британская армия, порядочная, профессиональная и честная как обычно, в эти дни сражается в дюйме от станций для голосования ради того, чтобы афганские мужчины продолжали упорствовать в своих слегка неприятных привычках, как то: не давать женам есть, требовать секса и держать их пленницами в собственном доме. ( что заставляет задуматься о том, а чем же, собственно, нам не угодил Талибан. ) Господин Карзай цинично понимает, что в его глубоко консервативной стране выборы являются игрой для мужчин. Женщины имеют право принимать участие в голосовании, на строго изолированных женских избирательных пунктах, но среди них явка будет, скорее всего, невысока. Всего лишь 38% зарегистрировали свое желание участвовать в выборах, причем ожидается, что процент явившихся будет еще меньше.

Такие факторы, как недостаточное обеспечение безопасности, неграмотность ( 85% женщин не имеют официального образования), нежелание фотографироваться на удостоверение избирателя и нехватка женского персонала для обслуживания женских избирательных пунктов удержат многих избирательниц вдали от урн. В более традиционных мусульманских районах количество зарегистрированных избирательниц оказалось подозрительно высоким, так как мужчины используют избирательные удостоверения своих жен для осуществления собственного выбора.

Господин Карзай - паштун, представитель более консервативного из народов Афганистана. На словах уверяя Запад в преданности, в реальности афганский президент придерживается собственных двойных стандартов. Его жена Зинат Карзай, врач по профессии, обращает на себя внимание своим отсутствием. Ее голоса не слышно, ее не видно на публике и, говорят, она однажды сказала активисту, что не выходит из дома, потому что муж этого не любит и не разрешает.

Подобный вопрос не разрешить в одночасье, всего лишь установив избирательные урны. Паштуны руководствуются опасным кодексом чести, который гласит, что абсолютный долг мужчин состоит в защите репутации женщин и неприкосновенности родной земли; нерушимость того и другого тесно связаны между собой. Подкрепленное невежeством и угнетением, это правило трансформируется в старое как мир утверждение: "Только мне позволено бить моих женщин". Это держит афганских женщин - и в целом женщин Ислама - в ловушке. По данным организации "Женщины за Женщин" ( Women for Women International) до 80% страдают от бытового насилия, а те, кто осмелился искать помощи, подвергаются дальнейшим издевательствам со стороны представителей власти. Почти половину девочек выдают замуж до достижения шестнадцати лет, а некоторые оказываются замужем уже в девять.

В одном из исследований, 47% афганских женщин сказали, что им приходится просить у мужа разрешения на то, чтобы пройти по улице. Значительное число женщин жаловались на то, что без разрешения мужчины они не могут пойти учиться или работать ( заработок женщины равен одной трети заработка мужчины). Еще более шокирует средняя продолжительность жизни афганской женщины - 44 года. Коэффициент смертности рожениц составляет от 1600 до 1900 смертей на 100 000 родов - это означает, что каждые 29 минут в Афганистане одна женщина умирает в родах. В сельскохозяйственных районах количество женщин, не имеющих доступа к медицинской помощи, достигает 90%. На этом фоне споры о том, имеет ли право мусульманская женщина во Франции плавать в "буркини"* как-то внезапно теряют свою важность.

Таким образом, среди царящей разрухи, нам приходится быть жестко прагматичными. Хотя господин Карзай буквально предал половину населения своей страны, подписав Закон о Личном Статусе, все же можно сказать, что под его управлением положение женщин немного улучшилось, и с приходом стабильности и демократии может улучшиться еще более. Этот процесс будет болезненно медленным - об этом говорит ужасающая статистика - однако движение от этой точки отсчета может быть только в сторону улучшения.

Как считает организация "Женщины за Женщин", положение женщин - индикатор состояния нации в целом: то, как обстоят дела у женщин напрямую связано с тем, как обстоят дела во всем обществе. Новый Афганистан может возникнуть только тогда, когда положение женщин в этом обществе пройдет через революцию.

И можно сказать, что эта революция уже началась. С 2001 года женщины составляют 27% среди членов Национальной Ассамблеи. Правительство Афганистана обязалось ускорить вовлечение женщин в работу государственных служб, чтобы довести количество занятых в этой сфере женщин до 30% к 2013 году. Женщина вошла в состав афганского кабинета министров, существует Афганская Ассоциация Женщин-Судей, две женщины участвуют в президентских выборах в качестве кандидатов.

Несмотря на увеличение числа изнасилований, жестокостей и ежедневные тяготы существования в качестве граждан второго сорта, большинство афганских женщин убеждены, что в целом жить стало лучше. В свете их оптимизма, нам остается их только поддержать.

--

*буркини" ( burkini) - купальник для мусульманок, почти полностью закрывающий тело. Споры о том, имеет ли право женщина в "буркини" в общественном бассейне, начались в июле-августе 2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий