понедельник, 11 января 2010 г.

Ода Кофе «

 «Кофе будешь?» - заглянула я к сыну. 

Кофе - это не напиток. Кофе - это процесс. Кофе - это целая культура. В моей семье кофе не пили. Эта традиция у нас не привилась, вероятно, от того, что в те давние времена купить кофе в маленьком посёлочке было просто не реально. Да и вообще, тогда банка растворимого кофе (кажется, тогда эта банка была только одного вида) считалась огромным дефицитом, и приобрести этот дефицит было большой удачей. Семья моего мужа жила на Севере, где снабжение было получше, а до этого какое-то время в Албании - в командировке. В семье моего мужа кофе любили и ценили. Влившись в эту семью, я тоже усвоила эту традицию. Кофе пили не как напиток, а для удовольствия. После нашей свадьбы моя мама долго вспоминала, как утром отец моего мужа пришел на кухню, сварил кофе и всем принес по чашечке, каждому - в место его обитания, не отрывая его от дела или беседы. Так и потом, в летней резиденции семьи, в деревне, он приносил кофе на улицу, и мы оставляли дела и располагались за столиком под деревом, вдыхая аромат из маленькой, почти прозрачной на свет чашечки. А мой папа так и не научился варить кофе... 

В нашей с мужем семье мы пили кофе по вечерам, когда дела были сделаны, дети уложены спать, и наступало время для общения. Для этого в запасе всегда были какие-нибудь особенные печенёшки.. Это было особое время. Каждый день оно соблюдалось неукоснительно. Кроме того, кофе подавался, когда кто-нибудь приходил в гости, по делу или просто так. Если гость приходил к мужу, то я сервировала поднос и приносила его в комнату, что обычно вызывало легкое восхищение у гостя. Если ко мне приходила подружка, то такой же поднос готовил муж, иногда присоединяясь к нашей беседе. Но все не вечно в этом мире: теперь мы варим кофе каждый на своей кухне - так получилось, не об этом речь. Помню, когда мы уже жили порознь, моя подружка заглянула ко мне. Мы тогда еще жили в одном с нею доме, и, чтобы прийти в гости, надо было просто спуститься или подняться на один этаж, поэтому мы ходили в гости почти каждый день: когда уставали и ничего не хотелось делать, когда хотелось чая или кофе, когда хотелось просто поговорить или поделиться новостью.. Да и мало ли поводов для того, чтобы заглянуть в гости? Так вот, ко мне пришла моя подружка. Обычно в таких случаях мы располагались на кухне: уютно и у очага, можно не отрываться от дел, если в этот момент на плите идет «процесс». Но в тот день мы прошли в комнату: то ли она очень устала, то ли я что-то хотела показать - не помню. Мы разговаривали, когда мой 11 -летний сын принес нам поднос с кофе. Это было так неожиданно! И так трогательно!

Но прошли те времена. Теперь мы живем в разных домах и, хотя это по-прежнему недалеко друг от друга (минут 5-7 ходьбы), встречаемся много реже, предваряя встречи звонками: «Я иду мимо твоего дома. Ты где? Ну, тогда я зайду», или «Сегодня я разрезала тыкву. Приходи к нам в гости, она такая вкусная!», или «Мы так давно не виделись, можно мы к тебе придем с дочкой?» И кофе теперь не пьется: подружка плохо спит, вечерами кофе она не пьет..

...

- «Кофе будешь?» - «Давай!» - ответил мой сын. Кофе это процесс. Я насыпаю в кофемолку зерна и после непродолжительного жужжания открываю ее. Боже! Какой аромат! 

Вспомнилось, как мама лежала в реанимации после операции. Меня пустили к ней ненадолго. Она еще не пришла в себя. Я вслушивалась в ее дыхание и ждала врача. Был выходной. Наш врач дежурил. Вот, наконец, по соседству послышались голоса мужчин - молодые хирурги собрались вместе. Я захожу в ординаторскую: они пьют кофе. Обычный растворимый кофе. Но как пахнет! «Все прошло хорошо», - говорит мне врач.. «Как я хочу кофе!» - эта мысль приходит ко мне вслед за отступающей тревогой. И я, уже улыбаясь, иду в магазин, чтобы купить кофе, потому что в мамином доме кофе не живет. И все то время, что я жила в маминой квартире, но без нее, после больницы я возвращалась домой и пила кофе. И он ассоциировался у меня с тем, что все действительно и дальше пошло хорошо: мама быстро восстанавливалась после операции, ранняя осень радовала погодой.. А я пила кофе и мечтала об интернете: мы тогда только-только подключились к нему, у меня появились друзья (в том числе тот, кто потом стал мне так дорог). Интернет остался у меня дома. А я в 100 км от него. Я в родительском доме, без новых друзей. Но есть кофе, есть время для раздумий, ранняя осень - философский период, маму скоро выпишут, и так хорошо на душе!

..Я готовлю кофе. К кофе полагается кусочек шоколада или шоколадная конфета. Кофе разливается в кружечки. Не слишком маленькие, но и не в большие. Кофе не должно быть много. И он должен быть крепким и горячим. Мы пьем черный. Я пью из фарфоровой кружки с толстыми стенками - она не обжигает руки. Мне ее подарила другая подружка. Вообще-то, это чайная кружка из набора «Эгоистка» - маленький чайничек и кружечка. Но почему-то мне из нее приятнее, чем чай, пьется кофе. Чай я тоже очень люблю, но это уже совсем другая история. Сын долгое время оставался равнодушен к кофе, но пришел и его черед. И он тоже не может устоять перед чарующим ароматом свежемолотого кофе - это семейное...

Комментариев нет:

Отправить комментарий