понедельник, 16 ноября 2009 г.

Кое-что о Легенде джаза «

«Энвер - недоступная звезда»

Так его объявили. Добавив, что в этот вечер друзей он доступен.

По данным американских изданий этот человек, единственный из СНГ, входит в десятку лучших гитаристов мира. Об этом уровне игры на гитаре говорят «многие пробуют, но не у многих получается».Его зовут Энвер Измайлов. Его имя переводят как «лучезарный». Фамилию часто пишут как Is my love.

Я спросила у муллы:

- Играют ли законопослушные мусульмане на гитаре?

- Нет, что ты! Там, где этот инструмент - там водка, сигареты, женщины.

- Как Вы, Энвер, согласовываете свою жизнь добропорядочного мусульманина со своей исполнительской карьерой? - поинтересовалась я у Звезды.

- Я грешный мусульманин. Но стараюсь соблюдать основные постулаты Корана. Считаю это не книгой заповедей. А книгой - напоминанием. Многого из его глубин я не знаю. И считаю, что это даже лучше. Потому, что зная все, нарушать осознанно - неправильно и опасно для собственной души.

- Вы родились в семье татар - депортированных из Крыма?

- Да. Мой отец из Судака, мама из соседней местности.

- Вы помните депортацию?

- Почти нет. Это коснулось родителей.

- Вы приезжаете на родину?

- Я здесь уже живу!

- У Вас здесь дом?

- У меня дом в Симферополе. Там живет моя семья. Две дочери.

- Я слышала, что одна из них занимается вокальным исполнительским искусством, близким к фольклорному. Имеет свою группу.

- Да. Недавно мы с Ление выступали в Германии. Она лауреат ряда международных конкурсов.

- Во Франции на радио Парижа вы выступали вместе?

- Нет, это было мое сольное выступление.

- Она переняла у Вас секреты владения гитарой?

- Нет, дочери не хотели учиться моему инструменту. Они искали свой путь в жизни. И я понимал, что женские судьбы и гитара с ее гастрольным графиком могут войти в противоречие. Сына я бы обучил настоятельно.

- Как и где этому научились Вы?

- А меня никто этому не учил. И в этом - то лучшее, что получилось. Получилось:

- любовь к инструменту,

- свобода импровизаций,

- отсутствие жестких правил.

Учился я в Ферганском музучилище игре на фаготе. Поступил - куда были места. Хотел зарабатывать профессией музыканта. А на гитаре играл во дворе с пацанами. Этот инструмент был любимым.

- Ваш стиль - это синтез фольклора вашего народа, джаза, тайпинга и других был найден самостоятельно или были советчики?

- Совершенно самостоятельно. В условиях полной свободы личности в искусстве и приходят такие идеи. Думаю, их у тех, кто творил свои экспромты во дворах было много. Мои, благодаря Аллаху, больше некому - были услышаны обществом. А когда появились интересующиеся моими экспромтами любители и даже фаны - стала приходить помощь. Очень много мне помог бывший саксофонист, позднее клавишник, живший в Фергане москвич. Позднее в Москве ставили его мюзиклы, в которых играли многие известные артисты, такие, как Николай Караченцев.

- Вы только что получили звание Народного артиста Украины?

- Да. Готовлю по этому случаю сольник.

Наш разговор в джаз-клубе накануне концерта для друзей подходил к концу, когда к нам подошел художник в очках кота Базилио, кепке с околышком и каком-то военном пиджаке без знаков отличия. Он предложил Энверу посмотреть в его самодельной деревянной установке типа первых фотоаппаратов кукольный театр. Энвер согласился. Сев на маленький стульчик, он сунул голову под синюю бархатную занваеску, как ему указали. При этом малышка - дочь художника все время дергала отца и кричала: «Не надо! Не надо!». Менеджер Измайлова, стоявший рядом, напрягся и пошутил:

- Там не гильотина?

Из аппарата пошел дым. Энвер, как ребенок долго смотрел это действо.

Мне он потом пояснил - это талантливый человек. Серьезный художник. Правда, с особенностями. Недавно, например, так напился, что «мы нашли его на ступеньках джаз-клуба. Никак не могли привести в чувства и даже отливали водой».

Человечность - наверное, этим отличается Измайлов в этом бесчеловечном мире и за это любит его - грешного мусульманина Аллах. Это возможно для тех, кто живет искусством, что само по себе экология мозга и души.

Начался концерт - путешествие. Обычно эти импровизации Энвер Измайлов строит как путешествие по миру. Начиная со своей страны, он умеет музыкально нарисовать любую. «А сейчас мы поедем в.» - обычно так объявляет он номер. Мы следовали за звуками, путем, которым вел нас Маэстро. Он играл вроде бы не на гитаре, а на фантастическом инструменте из струн своей души. Обычно зал заворожено следит за руками на грифе, почти не касающимися гитары и выделывающими чудеса тайпинга.

Монотонно, как голос над минаретом умеет звучать его струна от легкого прикосновения.

От таких звуков вокруг расстилались видения гор его кавказских композиций с цоканьем копыт осликов по головокружительному серпантину горных дорог.

При композиции «Памяти Биттлз» все встали.

В его финальной шуточной композиции «Утро на море» - заводились моторы машин, под танец маленьких лебедей выходили первые купальщики, мычали коровы, кричал петух, и даже взлетал легкий планер. И все это делала гитара и его «вокальное сопровождение».

Наверное, на эти звуки в зал ворвалась собака. Она делала круги вокруг музыканта. Его менеджер пытался ее выгнать. Энвер успел на это музыкально отреагировать с улыбкой. Когда порядок был восстановлен, я услышала чей-то сердитый шепот, обращенный к хозяевам джаз-клуба:

- Ну зачем вы так назвали собаку? Что я отвечу ребенку, который спрашивает - как ее зовут?

Оказалось, собаку назвали «Сиська».

Даша Кашина

Комментариев нет:

Отправить комментарий