среда, 20 января 2010 г.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ В СЛУЧАЯХ НАРУШЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Граждане, чьи трудовые права нарушаются, могут обратиться за помощью в государственные органы, призванные контролировать соблюдение трудового законодательства.

Государственный надзор за исполнением трудового законодательства осуществляют прокуратура Российской Федерации.

При осуществлении возложенных на него функций прокурор:

*рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;

*разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

*принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

Прокурор, в зависимости от характера нарушения, может возбудить уголовное дело или административное производство.

Прокурор или его заместитель могут приносить протест на акт, нарушающий трудовые права гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт; представление об устранении нарушений трудовых прав гражданина; либо обращаться в суд.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации.

Часть 2 ст.355 Трудового Кодекса Российской Федерации определяет основные задачи федеральной инспекции труда. Ими являются:

*обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая их право на безопасные условия труда;

*обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства;

*обеспечение сторон трудовых отношений информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства;

*доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов. В последнем пункте речь идет о негативных последствиях имеющихся пробелов в трудовом законодательстве.

Думается, что все эти четыре основные задачи тесно взаимосвязаны и при их решении Гострудинспекции следовало бы более активно использовать СМИ для более быстрого информирования работодателей и работников о положительной и особенно отрицательной практике в сфере трудового законодательства.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право:

*беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции любые организации и предприятия;

*запрашивать у работодателей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;

*расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;

*предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;

*приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;

*направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

*отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;

*запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

*выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;

*выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;

*привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд;

*выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении нарушения трудового законодательства или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в судебном порядке в течение десяти дней с момента его получения работодателем или его представителем.

Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну, ставшую им известной при осуществлении ими своих полномочий, а также после оставления своей должности, считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.

Гражданин, чьи права нарушаются, должен обратиться в эти органы с письменным заявлением. В течение месяца он должен получить официальный ответ. Если ответ не удовлетворяет, то остается попытаться разрешить спор в судебном порядке.

Комментариев нет:

Отправить комментарий