Введение
Искусство Двуречья датируется IV - I тыс. до н.э. Двуречье - обширная область в бассейнах рек Тигра и Евфрата, отличавшаяся исключительным плодородием и выгодным географическим положением на пересечении важнейших торговых путей, связывающих Запад и Восток.
Возникновение первых государств в Южном Двуречье, в Шумере, относится к началу III тыс. до н.э., а именно к XXVII - XXV вв. до н.э. Остатки шумерских городов, таких, как Ур, Урук, Лагаш, Ниппур, Киш и др., свидетельствуют о высокоразвитой цивилизации с великолепными храмами, собственными законами, литературой и богатой мифологией. В XXIV -XXIII вв. до н.э. политический центр Двуречья переместился в его центральную часть, где возникает государство Аккад. В конце III тыс. до н.э. шумеро-аккадское государство оказалось под властью царей горного племени гутиев, которая продолжалась около столетия. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность. Искусство этих городов датируется XXIII - XXI вв. до н.э. В начале II тыс. до н.э. в междуречье Тигра и Евфрата существовало несколько государств, среди которых самым крупным было Вавилонское царство (XIX -XII вв. до н.э. и VII - VI вв. до н.э.).
В восточной части Двуречья ещё в III тыс. до н.э. возникло Ассирийское государство с центром сначала в городе Ашшуре, а затем в Ниневии. Расцвет Ассирии относится к IX - VII вв. до н.э.
Искусство Древнего Двуречья
(IV - III тыс. до н.э.)
В IV - III тыс. до н.э. происходила постепенная смена первобытно-общинного строя рабовладельческим. Развитие общественных отношений, появление земледелия, скотоводства, совершенствование орудий труда - всё это способствует развитию ремёсел, строительного искусства. Учёные условно обозначили три периода в искусстве этого времени, названных по месту археологических раскопок:
1. период Обейда (начало IV тыс. до н.э.),
2. период Урука (середина IV тыс. до н.э.),
3. период Джемдет-Наср (конец IV - начало III тыс. до н.э.).
В период Обейда художественное творчество связано с ремесленной деятельностью членов общины. Изделия ремесла - керамика, ткань, каменные орудия, позже - изделия из меди - были ведущей областью искусства. Для этого времени характерна крашеная керамика, сосуды, сделанные от руки из тонкой желтовато-зелёной глины, покрыты раскрашенным геометрическим узором и схематическими изображениями людей, птиц, зверей и растительных мотивов. К такому типу относится роспись «Женщины и скорпионы» на чаше из Самарры. В центре обобщённо изображены четыре женские фигурки в ритмическом порядке, по краю - узор из схематично изображённых скорпионов. Скульптура также примитивна. Она представлена глиняными статуэтками людей, животных, а также рыб. Они использовались, видимо, как амулеты и предметы культа.
В период Урука появился новый тип керамики - сосуды сделаны уже на гончарном круге, обычно
из красной глины, орнаментация гораздо более
скромная в сравнении с предшествующим периодом
- в большинстве это процарапанный узор.
Характер построек сложился исходя из особенностей местного климата, строительного материала (глина, кирпич-сырец, тростник). На кирпичах часто оставляли надписи о назначении постройки, имена богов, царей, описывали их деяния. Для всех построек характерна плоская крыша, глухие наружные стены и замкнутый внутренний двор. Наиболее важные храмы сооружались на утрамбованной высокой глиняной платформе, например, Белый храм в Уруке. К храму вели длинные лестницы или пандусы. Стены храма в отличие от жилых домов украшали узкими прямоугольными выступами и нишами. Иной тип общественных зданий представляет собой Красное здание в Уруке - дом народных собраний. Просторный двор его окружали колонны, украшенные
мозаикой из глиняных
гвоздей - конусов красного, белого и чёрного цветов. Узор мозаики имитировал тростниковое плетение.
Новшеством этого периода были также печати, употреблявшиеся сначала как амулеты или талисманы, а затем и как знаки собственности. Наибольшим достижением было изобретение письменности, возникшей из пиктографического письма.
В период Джемдет-Наср происходит подъем искусства, особенно хорошо представленного глиптикой, то есть резными камнями (печатями или амулетами), изображения на которых являются миниатюрными рельефами. Свобода композиции, введение элементов пейзажа, живость и относительная правдивость изображений, особенно человека, заставляют предположить большую творческую свободу и уже большое техническое совершенство искусства.
В то же время появившийся в этот период скульптурный рельеф еще очень неумел и примитивен. Фигуры неловки и угловаты. Однако и здесь уже можно констатировать черты, которые будут канонизированы в искусстве более позднего времени. Так, устанавливается определенное изображение человеческой фигуры на плоскости: ноги и голова повернуты в профиль, туловище развернуто в фас. Такая же определенность и в трактовке лица с огромным глазом и большим носом, а позже также руки, поднятой до уровня рта, что и впредь будет символизировать предстояние перед божеством, и т. п.
Искусство этого времени отличается многообразным применением цвета. Полихромия появляется в керамике, в монументальной скульптуре - в виде инкрустации глаз, в монументальной декорации - в виде коврового орнамента из цветных шляпок глиняных гвоздей, или декоративной мозаики из цветных камней, или цветной росписи, украшающей стены.
Искусство Шумера
( XXVII - XXV вв. до н.э. и XXIII - XXI в. до н.э.)
В начале III тыс. до н.э. на юге Двуречья возникли шумерийские города-государства: Ур, Урук и Лагаш - в дальнейшем объединившиеся в одно крупное государство.
В архитектуре выработались основные, характерные для Шумера черты возведение постройки на искусственной насыпи, распределение помещений вокруг открытого двора, членение стен вертикальными нишами и выступами.
О древнем храмовом зодчестве шумерийских городов 3 тысячелетия до н.э. дают представление развалины храма в Эль-Обейде, посвященного богине плодородия Нин-Хурсаг. Согласно реконструкции храм стоял на высокой платформе (площадью 32x25 м), сложенной из плотно утрамбованной глины. Стены платформы и святилища в соответствии с древнешумерийской традицией были расчленены вертикальными выступами, но, кроме того, подпорные стены платформы были обмазаны в нижней части черным битумом, а вверху побелены и таким образом членились также и по горизонтали. Создавался ритм вертикальных и горизонтальных сечений, повторявшийся и на стенах святилища, но в несколько иной интерпретации. Здесь вертикальное членение стены прорезывалось по горизонтали лентами фризов.
Вдоль стены, в нишах между выступами стояли очень выразительные медные фигурки идущих быков. Выше поверхность стены украшали три фриза, находившиеся на некотором расстоянии один от другого. На одном из фризов были довольно наглядно изображены сцены хозяйственной жизни, возможно, имевшие культовое значение, на другом - шествующие вереницей священные птицы и животные. Над входом в святилище помещался медный горельеф, переходящий местами в круглую скульптуру. На нём изображался львиноголовый орёл, когтящий оленей.
В Шумере хорошо была развита металлопластика и другие виды художественного ремесла. Об этом свидетельствуют хорошо сохранившийся инвентарь «царских гробниц». Роскошная утварь гробниц мастерски выполнена из драгоценных металлов (золота и серебра) и различных камней (алебастр, ляпис-лазурь, обсидиан и др.). Особенно выделяется золотая голова быка, украшающая арфу. Глаза, рога и борода его были выполнены из лазурита.
В Уре был также найден так называемый «штандарт» - образец мозаичного искусства шумеров. Эта красочная мозаика выполнена из белого ракушечника и лазурита на деревянной поверхности, покрытой битумом. Она изображает военный поход и ритуальный пир, прославляет военную мощь правителей. Для подобных многофигурных композиций - мозаичных и рельефных - характерно поясное повествовательное изображение. Действие здесь разворачивается снизу вверх. Фигурки изображаются условно: голова и ноги - в профиль, глаз и плечи - в фас. Заметна разница в размерах фигур: цари и боги выше других. Позы их более величественны и статичны по сравнению с фигурками слуг, воинов, которые изображаются всегда в движении: слуги несут рыбу, ведут быков, баранов, воины с копьями и щитами идут строем.
К образцам монументального рельефа относится стела Эннатума или «стела Коршунов» в честь победы правителя Лагаша под городом Уммой. Чётко прослеживается сюжет: на одной стороне - царь поймал в сеть своих врагов, на другой - войско победителей во главе с царём шагает по трупам побеждённых, а коршуны уносят их отрубленные головы. Изображение фигур здесь также соответствует канону и заметна их разномасштабность. Элементы пейзажа отсутствовали. [2]
В конце III тыс. до н.э., после смерти царя Нарамсина, шумеро-аккадское государство оказалось под властью царей горного племени гутиев, которая продолжалось около столетия. Но некоторым городам на юге Шумера удалось сохранить самостоятельность. В искусстве продолжали сохраняться приёмы и технические достижения времени династии Аккада. В результате общения с другими народами, знакомства с их культурой они развивались, приобретая новые своеобразные черты. Памятников архитектуры этого периода сохранилось очень мало. В это время появилась новая форма храма - зиккурат. Это культовая постройка будет характерна для архитектуры Передней Азии в течение нескольких тысячелетий. Зиккурат в Уре - четырёхугольная в плане (65*43 м) трёхступенчатая башня общей высотой 21 м. Крепкие стены образуют три суживающихся кверху этажа. К верхней террасе вела широкая лестница. Внутри огромного зиккурата находилось, как правило, небольшое помещение. Нижняя ступень башни была обмазана чёрным битумом, средняя - терракотовая из обожжённого кирпича, верхняя - белая.
Среди скульптур этого периода наиболее известными являются сидящие и стоящие статуи Гудеа, выполненные из вулканических пород, большинство из них - из диорита, и тщательнейшим образом отполированные. Эти скульптуры, изображенные в позе постоянной молитвы, предназначались для храма, посвященного богу Нингирсу. Надписи на мантии содержат некоторые молитвы. Все фигуры занимают одну и ту же позу: сидя или стоя, с руками, скрещенными на груди или держащими родниковый сосуд, с торжественным видом. Туловище покрыто простой мантией, которая оставляет обнаженным левое плечо, показывая крепкую мускулатуру; ноги, параллельные и рубленые (с утонченно отчеканенными пальцами), не отделены от массива камня.
Искусство Аккада
(XXIV - XXIII вв. до н.э.)
В этот период возникает новое направление в искусстве - естественность в передаче образа человека, поиски портретности в скульптуре, динамичность боевых и мифологических сцен на рельефах и в глиптике, использование элементов пейзажа.
Реалистические тенденции хорошо видны на примере победной стелы царя Нарамсина. Восходящая по диагонали композиция подчёркивает динамичность сюжета. Мускулистые стройные воины взбираются на гору, побеждая горное племя луллубеев. Центральная фигура царя слегка выделена размером и головным убором. Поза воина, поражённого стрелой, изображает страдание. Элементы пейзажа - горные деревца, условно изображённая гора, волнистая линия горизонта, солнце и луна - передают глубину пространства.
Прекрасным образцом круглой скульптуры этого периода является отлитая из меди голова правителя. Возможно, это портрет Саргона Древнего (Великого). Облик царя исполнен спокойствия, благородства, внутренней силы. Поверхность скульптуры тщательно проработана, волосы и борода стилизованы, состоят из одинаковых крутых завитко
Искусство Вавилона
(XIX-XII вв. до н.э. и VII - VI вв. до н.э.)
Древний Вавилон возник на месте более древнего шумерского города Кадингир, название которого было впоследствии перенесено на Вавилон. Первое упоминание о Вавилоне содержится в надписи аккадского царя Шаркалишарри (XXIII век до н. э.). В XXII веке до н. э. Вавилон был завоёван и разграблен Шульги, царём шумерского государства Ура, подчинившего себе всю Месопотамию.
Памятников изобразительного искусства Древнего Вавилона до нас дошло очень мало. Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является Рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.).
Рельеф этот высечен в верхней части диоритового столба, сплошь покрытого клинописным текстом, и изображает царя Хаммурапи, принимающего законы от бога солнца и правосудия Шамаша. На стеле Хаммурапи бог представлен сидящим на троне; царь стоит, принимая жезл и магический круг - символы власти. Фигура царя меньше фигуры бога, изображение преисполнено канонической скованности и торжественности.
Расцвет Нововавилонского зодчества относится ко времени Навуходоносора II (604 - 562). Застроен Вавилон был трёх- и четырёхэтажными зданиями, которые образовывали широкие и прямые улицы. В плане Вавилон представлял собой почти правильный прямоугольник, поделённый поперёк Евфратом. Город окружало двойное кольцо стен, в котором было восемь ворот. Каждые ворота носили имя одного из вавилонских богов.
Широкая главная дорога вела к огромным воротам, посвящённым богине Иштар - главному женскому божеству Вавилона. Ворота представляют собой громадную полукруглую арку, ограниченную по сторонам гигантскими стенами и выходящую на так называемую Дорогу Процессий, вдоль которой тянулись стены. Ворота сооружены из кирпича, покрытого ярко-голубой, жёлтой, белой и чёрной глазурью. Стены ворот и Дороги Процессий покрыты барельефами необычайной красоты, изображающими животных в позах, очень близких к естественным. Стены дорожки украшают около 120 барельефов львов. Стены ворот покрыты перемежающимися рядами изображений сиррушей и быков. Всего на воротах около 575 изображений зверей. Крыша и двери ворот были сделаны из кедра. Через ворота Иштар по Дороге процессий в день празднования Нового года проносились статуи богов.
Колдевй описывает ворота Иштар так:«Ряды кирпичей идут один над другим. Драконы и быки никогда не встречаются в одном горизонтальном ряду, но ряд быков следует за рядом сиррушей, и наоборот. Каждое отдельное изображение занимает по высоте 13 кирпичей, а промежуток между ними составляет 11 кирпичей. Таким образом, расстояние от низа одного изображения до низа другого равно 24 кирпичам, или почти точно двум метрам, то есть четырем вавилонским элам».
Когда работы по строительству ворот завершились, Навуходоносор составил надпись, которая была сделана клинописью и выставлена на всеобщее обозрение.
Надпись начинается так:Лев с Дороги Процессий, ведшей к воротам Иштар«Я - Навуходоносор, царь вавилонский, благочестивый принц, правящий по воле и благоволению Мардука, высший правитель Города, любимец Неба, хитроумный и неутомимый. всегда пекущийся о благополучии Вавилона, мудрый первородный сын Навополассара, царя вавилонского.»
Табличка с этой надписью сейчас хранится в музее Пергамон.
Реконструкция ворот Иштар и Дороги Процессий была построена 1930-х гг. в музее Пергамон в Берлине из материала, найденного археологом Робертом Колдевейм. Размеры восстановленных ворот Иштар 14 метров в высоту и 10 метров в длину.
Части ворот и львы с Дороги Процессий хранятся в различных музеях мира. В Истамбульском Археологическом музее хранятся барельефы львов, драконов и быков. В Детройтском Музее Искусств хранится барельеф сирруша. Барельефы львов есть в Лувре, Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке, Восточном Институте в Чикаго, Музее школы дизайна Род-Айлэнда и Музее изящных искусств в Бостоне.
Копия ворот Иштар была построена в Ираке у входа в музей, строительство которого так и не было завершено.
Одним из самых известных произведений архитектуры является вавилонская башня - зиккурат Этеменанки. Вавилонский зиккурат был грандиозных размеров: 91 X 91 м в основании и высотой 90 м. Основная его масса была возведена из сырцового кирпича. Поверхность же вся была облицована обожженным кирпичом. Стены семи ступеней Этеменанки вздымались вертикально, а не наклонно, как в остальных зиккуратах. Каждую из стен всех террас членили широкие лопатки. Завершал зиккурат храмик, стены которого были облицованы голубым глазурованным кирпичом. Величайшая башня была разрушена в 6 в. до н.э. при захвате города персидским царём Ксерксом.
Ещё одним знаменитым строением был храм бога Мардука. Он был небольшого размера - 7,7*8,6 м. Как и зиккурат, храм мог иметь разноцветную окраску: чёрный цоколь, белые стены, голубые или синие зубцы. В храме хранилась величайшая святыня Вавилона - статуя Мардука.
Одно из чудес Вавилона - висячие сады царицы Семирамиды. Эти знаменитые сады размещались на широкой четырёхъярусной башне. Внутри каждого яруса были сделаны крепкие кирпичные своды, опиравшиеся на мощные высокие колонны. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху они были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Потом шла прокладка из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Сверху кирпичи были прикрыты свинцовыми пластинами. На всё это сложное сооружение сверху был настлан толстый плодородный слой земли. Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между собой широкими лестницами. Они были выложены гладко отшлифованными плитами розового и белого цветов.
Искусство Ассирии
(IX-VII вв. до н.э.)
IX-VII вв. - время политического и культурного расцвета Ассирийской державы. Социально-экономический строй Ассирии основывался на жестокой эксплуатации и порабощении огромной массы населения. Вся полнота власти сосредоточивалась в руках ассирийских царей; от искусства требовалось прославление военных походов и воспевание царской доблести. Это нашло свое наиболее последовательное выражение в изображениях на рельефах ассирийских дворцов.
В отличие от более древнего искусства Двуречья и искусства Египта ассирийское искусство носило по преимуществу светский характер, несмотря на существовавшую в Ассирии связь искусства с религией, типичную для всех древневосточных культур. В зодчестве, продолжавшем оставаться ведущим видом искусства, преобладала не культовая, а крепостная и дворцовая архитектура.
Ярким примером может служить знаменитый дворец Саргона II в Дур-Шарукине, построенный в 8 в. до н.э. Дворец возвышался на искусственно возведенной насыпи, сооружение которой потребовало 1 300 000 кубометров наносной земли и применения огромного количества рабского труда. Насыпь состояла из двух расположенных рядом в виде буквы Т террас высотой в 14 м и занимала площадь в 10 га.
Своей планировкой дворец восходил к обычному в Двуречье жилому дому, но был, конечно, во много раз больше. Вокруг многочисленных открытых дворов, соединенных между собой, группировались закрытые помещения, причем каждый двор с прилегающими помещениями образовывал как бы отдельную изолированную ячейку, могущую иметь и оборонное значение в случае нападения. Особенностью дворца была асимметричность общей планировки. Тем не менее дворец отчетливо делился на три части: приемную, чрезвычайно богато украшенную, жилую, связанную с обслуживающими помещениями, и храмовую, в состав которой входили храмы и зиккурат.
Большой интерес представляют многочисленные рельефы с изображением жизни царя и его народа и статуи фантастических быков с крыльями и человеческими головами - Шеду. Эти изваяния поражают своей монументальностью, они достигали 3-4 метров. У Шеду пять ног, он одновременно в покое и в движении. Смотрящий в фас видел быка стоящим, а в профиль - идущим.
Материал для скульптурных композиций доставлялся издалека. Перевозка крылатого быка зафиксирована на рельефах дворца Синаххериба. На рельефе помещено более 120 фигур. Во дворце Саргона II вдоль по фасаду здания расположена цепь рельефных изображений, представляющих то Шеду, то крылатых людей, то фигуры знаменитого героя эпоса - Гильгамеша. VII в. до н.э. - время славы и падения Ассирийской державы. Основными темами рельефов являлись исторические сцены из жизни царя, батальные, охотничьи сцены. Чтобы избавить их от перегруженности, художники делят их на ярусы. Все композиции довольно динамичны.
«Битва на верблюдах» даёт яркое представление о силе, ловкости и умении ассирийских воинов. Не менее динамична «Охота Ашшурбанипала», поражающая точностью в передаче движения лошадей и людей, а также детальной проработкой одежды, причёски царя, сбруи его лошади. Лучшими среди анималистических рельефов признаны
сцены охоты на львов. Наиболее известны «Охотники, несущие убитого льва», «Лев, изрыгающий кровь», «Раненая львица» из дворца Ашшурбанипала. Другой знаменитый рельеф из дворца Ашшурбанипала - «Газели». Это спокойная сценка, изображающая пасущихся газелей. Позы животных настолько естественны, а ощущение степного пространства столь тонко передано, что удивляет реалистичность данного пейзажа, подчинённого плоской поверхности стены.
В истории культуры Древнего мира Ассирия, в период своего могущества объединявшая большинство стран Передней Азии, сыграла важную роль. Ассирийцы восприняли у древних народов Двуречья и обогатили систему клинописи, научные знания, литературу и искусство. О значительной для своего времени высоте ассирийской культуры свидетельствует знаменитая библиотека Ашшурбанипала, найденная в развалинах его дворца. В архитектуре и изобразительном искусстве ассирийцы развили многие основные черты, выработанные предшествовавшими культурами Двуречья.
Заключение
Культура народов Передней Азии оставила важные следы в мировой истории. С неё начинается "биография" искусства многих стран. К этому истоку восходит эллинская античность, в нём черпают силу западная и восточная средневековые культуры. Ведь впервые в истории и в искусстве классовых обществ Древнего Востока установилась прочная художественная преемственность, сформировался единый для разных видов искусства стиль. Древневосточную культуру от первобытной отличает многое. Но в
первую очередь, это богатая мифология, сложно развитый мир чувств и
художественных идей, разнообразие форм их выражения. Мифы и сказания,
архитектурные образы, образы скульптуры и декоративного искусства,
созданные мастерами Древнего Востока, никогда не утратят своей красоты и
живой привлекательности.
пятница, 16 октября 2009 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий