немного мифического...давно ничего такого не писала.хотя это растение самое настоящее и реально существующее(!).(может кто об этом и знал,но только не я).
в любом случае,начиная отсюда буду писать о психотропных травках.как вам эта идея? ;))
Итак:
Мандрагора(Альрауне)
миф :
Растение мандрагора и корень мандрагоры с древности широко использовалась в народной медицине, магии, колдовстве, а позже и в алхимии.
"Роль мандрагоры в мифопоэтических представлениях объясняется наличием у этого растения определенных снотворных и возбуждающих свойств, а также сходством его корня с нижней частью человеческого тела (Пифагор называл мандрагору "человекоподобным растением"). В некоторых традициях по виду корня мандрагоры различают растения мужского и женского пола и даже дают им (в духе народной этимологии) соответствующие названия: ср. англ. mandrake и womandrake. В старых травниках корни мандрагоры изображаются как мужские или женские формы, с пучком листьев, вырастающих из головы, иногда с собакой на цепи или агонизирующей собакой.
Согласно поверьям, тот, кто услышит стон, издаваемый мандрагорой при ее выкапывании из земли, должен умереть; чтобы избежать смерти человека и вместе с тем удовлетворить жажду крови, якобы присущую мандрагоре, при выкапывании растения сажали на привязь собаку, которая, как считалось, погибает в агонии.
Существовало поверье о происхождении мандрагоры из поллюции повешенного человека (ср. нем. название мандрагоры: Galgenmännlein, букв. "висельничек"). Хильдегарда Бингенская (XII в.) считала, что мандрагора возникла там, где был создан Адам. Глубокие корни имела вера в возбуждающую силу мандрагоры и ее роль в зачатии плода; ср. библейское предание о мандрагоровых яблоках (плодах мандрагоры), которыми пользуются для обеспечения зачатия Лия и Рахиль (Быт. 30, 14-23). В Греции мандрагору связывали с Афродитой, которая иногда получала соответствующий эпитет, и с Цирцеей (считалось, что с помощью колдовского снадобья из мандрагоры Цирцея возбуждает в людях влечение и любовь). Юноши носили иногда кусочки мандрагоры в качестве любовного амулета. В средние века представления о способности мандрагоры вызывать зачатие обусловили появление целой индустрии изготовления поддельных мандрагоровых корней. Мандрагора с древности широко использовалась в народной медицине, магии, колдовстве, а позже и в алхимии.
Известны сюжеты, в которых Мандрагора связана с нечистой силой - с дьяволом (в Аравии распространено поверье, что ночью мандрагора светится, в связи с чем ее называют "свечой дьявола"), с ведьмами (в средние века мандрагора в ряде европейских традиции именовалась "цветком ведьмы"), колдуньями (считалось, что с помощью мандрагоры они могли лишить человека красоты и рассудка, околдовать, причинить вред).
Вместе с тем мандрагора делает человека неуязвимым, помогает обнаруживать сокровища, может использоваться для предсказаний и пр.
В "языке цветов" мандрагора - знак редкого, необычного"
Существует очень мало растений, которые бы в такой степени захватывали людское воображение и даже подсознание. На протяжении многих тысячелетий и вплоть до недавнего времени МАНДРАГОРА считалась растением, по преимуществу, священным. Ассирийцы использовали ее как снотворное и обезболивающее средство; в том же качестве значительно позднее она была известна знаменитому Диоскориду - греческому военному хирургу в армии Нерона, который использовал мандрагору в ходе своих хирургических вмешательств.
Жак Бросс о мандрагоре в книге Магия Растений
В этом же аспекте представил нам ее в V веке до нашей эры великий Гиппократ, который, тщательно изучив действие мандрагоры, уточнил, что в малых дозах она является эффективным средством от страха и депрессии. В более значительных количествах она вызывает странные сенсорные впечатления, близкие к галлюцинациям. В еще более крупных дозах мандрагора оказывает седативное и снотворное действие и, наконец, вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью. Короче говоря, мандрагора является, вероятнее всего, наиболее древним анестезирующим средством. В то же время она была известна среди первых возбуждающих средств. Довольно удивительным в этой связи является то, что мандрагора фигурирует в Библии.
Теофраст рассказывает нам о довольно странной практике, которой должно сопровождаться вырывание растения из земли. Это можно делать только вечером. Прежде всего, фармацевт склоняется в направлении заходящего солнца и воздает должное божествам ада, то есть теллурическим силам. После этого он очерчивает никогда не бывшей в употреблении железной шпагой три магических круга вокруг стебля мандрагоры, все время отворачивая при этом лицо, чтобы уберечься от зловещих эманации, которые проникают в тело, надувая его, если не принять меры предосторожности и не смазать тело растительным маслом. Затем лучше всего не участвовать в вырывании растения самому, потому что оно издает при этом такой крик, от которого можно умереть или сойти с ума.(Шекспир в “Ромео и Джульетте”: “.как стоны мандрагоры, Сводящие с ума сынов Земли.”) Потому, тщательно закрыв уши воском, фармацевт привязывает к растению собаку, а затем бросает ей кусок мяса, к которому она не могла бы дотянуться. Собака кидается к мясу и падает замертво. Но мандрагора уже вырвана из земли.
О необыкновенных свойствах растения мандрагора
Из этого можно заключить, что такое опасное занятие заслуживало высокого вознаграждения. Но это уже не имело значения, потому что мандрагора сама с лихвой вознаграждала своего владельца. Достаточно было закрыть ее в сундуке для того, чтобы она удвоила количество содержавшихся в нем монет. В ту эпоху мандрагора стала, соответственно, чем-то вроде ludion chtonien, антропоидным эгрегором, что видно и по действительно странной форме его корней.
Поговаривают даже, что некоторым магам удавалось «оживить» эти корни, то есть сделать из них настоящих гомункулусов.
В Средние Века это растение, греческое название которого означало просто-напросто «вредный для хлевов», то есть для скота, на французском языке именовалось «рука славы», в то же время как в немецком и в древнем английском языках имя растения идентифицировалось с феей древних германцев - Алруной. Залог процветания, обеспечивающий своему владельцу успех в любви и во всех других предприятиях, мандрагора стала универсальным талисманом, объектом плодотворной и секретной торговли. Для придания ей желаемого вида мандрагору культивировали в горшках специальной формы, которые позволяли приукрашивать и даже «вылепливать» в нужном направлении корень растения; наконец, шарлатаны создавали корень мандрагоры из совершенно иных видов, используя для этой цели корни брионии, в которые в необходимых местах вставлялись зерна ячменя или проса; прорастая, они образовывали пряди волосков. Эта торговля сохранилась до наших дней; в 1930 году подобные мандрагоры можно было купить в крупных магазинах Берлина.
Своей репутацией мандрагора, прежде всего, обязана тому, что в Средние Века это растение входило в состав приворотного зелья. Но каковы бы ни были области экстравагантного применения мандрагоры, она и ее корень на самом деле обладает своеобразными свойствами. Являясь чрезвычайно токсичным средством, растение служит одновременно настолько сильным анестезирующим средством, что человек, находящийся под его воздействием, кажется мертвым: вероятно, мандрагора возбуждает чувственность; вызываемые ею видения, галлюцинации и бредовые состояния могут привести к слабоумию, что в свое время было замечено Гиппократом.
Интерпритация качеств мандрагоры и ее корня
Все сводится к тому, что мандрагору идентифицировали с духом мертвых. Прежде всего, об этом говорит ее древнее латинское наименование - Atropa, перешедшее затем к белладонне, которая характеризовалась несколько похожими свойствами. Погребенный находит мандрагору; выкапывание, же ее является видом святотатства, наказываемого смертью; другими словами, невозможно принести жизни смерть, не обменяв ее на другую жизнь. Если пользоваться при выкапывании собакой, то во всех мифологиях пес ассоциируется со смертью, с подземным миром, где он является проводником своего мертвого хозяина. Можно даже задать себе вопрос о том, не становится ли душа пса в момент агонии поглощающей, заменяемой душой мандрагоры. Подобная интерпретация подтверждается верованием, которое широко было распространено в период средних веков: растение рождается под виселицей, из спермы повешенных. Эта традиция связывала мандрагору с «рукой славы», которая на самом деле была рукой повешенного, подвергнутой в ходе магической церемонии мумификации. Свойства растения мандрагора, объединившего смерть и сексуальность, базировались, следовательно, на том, что растраченное семя вновь восстанавливается, но уже на пользу счастливого обладателя корня.
Факты :
Мандрагора - это растение из рода многолетних трав семейства паслёновых. В природе имеется несколько видов мандрагоры: в Средиземноморье и Средней Азии, в Гималаях. Наиболее распостраны виды мандрагоры Mandragora Autumnalis (мандрагора осенняя), Mandragora Officinarum или Mandragora Officinalis (мандрагора лекарственная), Mandragora Turcomanica (мандрагора туркменская), Mandragora Caulescens (мандрагора стеблевая) и Mandragora Vernalis (весенняя мандрагора). Корень мандрагоры обладает выраженным психотропным действием.
Разные виды растения мандрагора (mandragora)
Лекарственная мандрагора (mandragora officinalis) произрастает в Южной Европе и особенно обильнj в Калабрии и на Сицилии. Ее фиолетовые цветки появляются осенью, тогда как цветы диких видов мандрагор появляются весной и имеет светло-зеленоватый оттенок.
Весенняя мандрагора (mandragora vernalis) считается мужским видом и произрастает в более северных районах. От женской мандрагоры мужская отличается более толстым корнем беловатого цвета как снаружи, так и внутри, ярко выраженным неприятным возбуждающим запахом, который распространяется от листов и цветов растения, его плоды значительно больше, чем у женской разновидности, напоминают маленькие желтые яблоки и издают сладкий и нежный запах. Именно плоды этого растения египтяне считали средством, возбуждающим чувственность. К ним эти знания перешли от арабов, называвших эти плоды “яблоками дьявола” из-за вызываемых ими возбуждающих снов, но также и “яйцами духов”.
Мандрагора туркесменская (mandragora turcomanica) обитает в Западном Копетдаге, это реликт третичной флоры.
Корень мандрагоры. Описание корня манрдрагоры
Корень мандрагоры темно-коричневого цвета снаружи и белого внутри; он удивительным образом раздваивается, вызывая ассоциации с туловищем, заканчивающимися бедрами. Немного пофантазировав, в этом корне можно обнаружить то, что пифагорейцы называли Anthroporphon (человеческий силуэт), с головой, находящейся немного выше над уровнем земли и снабженной пышной шевелюрой листьями, и два других побочных корня; занимающих место передних конечностей.
Содержание алкалоидов в растении мандрагора
В мандрагоре, и прежде всего в корнях, содержатся следующие алкалоиды, оказывающие действие на человека:
1. Атропин (atropine): 8-methyl-8-azabicyclo[3.2.1]oct-3-yl) 3-hydroxy-2-phenyl-propanoate.
2. Скополамин (scopolamine): (-)-(1S,3S,5R,6R,7S,8S)- 6,7-epoxy-3-[(S)-tropoyloxy]tropane.
3. Гиосциамин (hyoscyamine): 8-methyl-8-azabicyclo[3.2.1]oct-3-yl) 3-hydroxy-2-phenyl-propanoate.
4. Мандрагорин (mandragorine): Cl7H27O3N.
Мандрагору иногда используют как сильнодействующее галлюциногенное средство. Растение и корень часто упоминается в колдовских рецептах в средние века. Атропин и скополамин ядовиты, из-за чего прием мандрагоры категорически противопоказан, поскольку возможны тяжелейшие побочные эффекты, а в некоторых случаях - и смертельный исход. Употребление корня мандрагоры может причинить непоправимый вред: потерю памяти, когнитивные нарушения функции мозга. Близкими родственниками мандрагоры, являются растения белена и беладонна, обладающие схожим психоактивным действием.
Использование корня мандрагоры в медицине
Мандрагора является одним из наиболее древних анестезирующих средств, так же обладает анальгетическим (болеутоляющим), успокаивающим, снотворным и холагенным действием. Разжижает слизь.В V веке до нашей эры действие мандрагоры представил великий Гиппократ, который уточнил, что в малых дозах она является эффективным средством от страха и депрессии. В более значительных количествах мандрагора вызывает странные сенсорные впечатления и галлюцинации. В еще более крупных дозах мандрагора оказывает седативное и снотворное действие и, наконец, вызывает глубокий сон, сопровождающийся полной бесчувственностью.
Авиценна называл мандрагору идолом, созданным природой по внешнему подобию человека. Больному рекомендовалось давать 2 грамма сока растения с вином перед операцией для того, чтобы он крепко спал и не чувствовал боли. Этими же “слезами” сводили веснушки и кровоподтеки. Корень мандрагоры в толченом виде вместе с уксусом прикладывали к карбункулам, а смешанный с толокном - к больным суставам. Иногда им лечили слоновую болезнь, употребляли и как абортивное средство.
Употребление мандрагоры: настойка из корня
По фармакологической активности экстракты корней мандрагоры близки к белладонне, белене, дурману. Корни применяют для приготовления болеутоляющих и антиспазматических средств при желудочно-кишечных заболеваниях, а также при мышечных, суставных и невралгических болях.
Настойка мандрагоры готовится так: измельченный корень мандрагоры настаивают на спирту (в соотношении 1 к 4) две недели, затем процеживают. Принимают по 3.10 капель как болеутоляющее и снотворное средство при ревматизме, подагре.
В этой статье про корень мандрагоры использован материал автора Lois с сайта Parasciences - Конференции психоделических исследований и пограничных наук. Приводится описание опытов с растением мандрагора и личный опыт употребления корня мандрагоры.
история: о мандрагоре и аскетах
Еще раз о мандрагоре я узнал много лет спустя. Однажды мой друг поведал мне такую историю со слов Доза-ламы. К Доза-ламе приехали в гости два аскета и захотели попробовать настойку из корня Мандрагоры. Они попросили Доза-ламу набрать для них корня растения, что он и сделал. Он показал им, какую дозу следует принять, но эти аскеты решив, что они крепкие ребята, приняли в 3 раза больше. Доза-лама куда-то ушел, оставив аскетов у себя дома. В это время в поселке пропало электричество и аскетам показалось, что весь посёлок полон гэбэшниками. Один аскет пошел в другой посёлок находящийся на расстоянии 40 километров. По дороге он полностью разделся и выкинул одежду. Другой аскет оказался умнее: он остался дома, но пытался пройти сквозь стену, что ему удалось. Он несколько раз проходил сквозь стены, оказываясь то в доме, то вне него. Наконец одна стена его не пропустила и он разбил себе голову.
Личный опыт употребления корня мандрагоры
История про мандрагору меня заинтересовала. Я подумал, что неплохо попробовать бы этого корня и когда мы ехали в поезде обратно домой, я узнал, что одна девушка, которая была с нами, купила целый пакет корня Мандрагоры у местного жителя. Я попросил ее дать мне один корень, что она с удовольствием и сделала. Корень, который мне она дала, оказался похожим на фигуру человека. Приехав домой, я поместил корень мандрагоры в ящик стола и забыл о нем. Обнаружил я этот корень только спустя полгода. Корень за это время полностью высох. И вдруг мне очень захотелось попробовать этот таинственный корень. Правда, я не знал, какую дозу принять. Я отрезал небольшой кусок корня и бросил его в чашку с кипятком. Мне пришло в голову, что так как корень волшебный, то надо совершить какой-то обряд перед тем, как пить из него настойку. Я не придумал ничего лучше, как снять с пальца кольцо с лунным камнем и бросить его в чашку. Затем прикрыл чашку руками и немного поболтал. На этом я решил, что волшебный обряд завершен, и открыл чашку. Оказалось, что кольцо наделось на корень мандрагоры, что несколько меня испугало. Пришла в голову мысль о какой-то мистической свадьбе. Затем я выпил часть настойки. Действие началось минут через тридцать. Я ощутил неземное блаженство и все, что меня окружало, оказалось полным огромного смысла. Действие одной дозы мандрагоры продолжалось три дня. Никаких галлюцинаций не было, зато все, что мне говорили или говорил я, казалось чем-то особенным, и я постигал таинственный, волшебный смысл слова. Как только действие корня заканчивалось, я принимал новую порцию. Таким образом за месяц я этот корень полностью использовал. Правда, под конец стали летать какие-то синие огоньки по квартире.
Образы мандрагоры в современном творчестве
Мандрагора на киноэкране.
Например, в фильме «Лабиринт Фавна» Фавн дает героине волшебные корни мандрагоры, которые нужно положить под кровать Кармен для ее выздоровления. Капитан находит мандрагорный корень, Кармен сжигает корень в очаге и ей немедленно становится плохо и она умирает. В кинофильме «Плоть и Кровь» корни мандрагоры находят в земле, которая пропиталась испражнениями висельников. Герои картины откусывают каждый от корня: они верят, что теперь навсегда влюбятся друг в друга.
Корень мандрагоры в литературе.
В книге Ганса Гейнца Эверса «Альрауне» корень мандрагоры служит начальной точкой отважного эксперимента: зачатия с помощью спермы повешенного. В романе «Гарри Поттер и Тайная Комната» студенты колледжа под руководством профессора выращивали в своих оранжереях мандрагору. Они были уверены, что плач мандрагоры убивает человека. Сок мандрагор в книге используется для расколдовывания опасных заклятий. В повести Анджея Сапковского «Крещение Огнем» чародеи готовят из мандрагоры мазь, которая даёт ослепительную красоту. Они же применяют мандрагору для эликсира, дающего вечную молодость, а также получают из растения невероятно прущий самогон. Герои попивают мандрагоровую самогоночку, рассматривают корень растения и обсуждают способы его добычи.
Музыка и песни о корнях мандрагоры.
На первом альбоме группы Deep Purple «The Shades Of Deep Purple» есть композиция под названием Mandrake Root, что означает корень мандрагоры. У лидера группы “Сплин” Александра Васильева есть песня, которая так и называется - «Корень Мандрагоры»:
“Кто танцевал с нами на Лысой горе в ту ночь,
Кто отводил от нас все несчастья и ссоры,
Он волшебный и сладкий,
Он целебный и сочный,
Корень Мандрагоры.“
Комментариев нет:
Отправить комментарий