Археологические исследования на месте строительства нового петербургского делового квартала «Охта центр» близятся к завершению. Ценность находок, обнаруженных учеными под многометровым слоем почвы, не подлежит сомнению: благодаря оплаченным «Газпромом» раскопкам, ученым удалось вписать в историю устья Невы сразу несколько недостающих страниц. Однако в последнее время в бумажных и электронных СМИ Петербурга вокруг результатов работы археологов раздувается нездоровый ажиотаж: распространяются высказывания о том, что в ходе застройки охтинского мыса погибнет уникальный исторический памятник. Подобные заявления выглядят пугающе, однако не соответствуют истине.
На Охте найдено многое. Число находок настолько велико, что для их исследования, для подробной и обстоятельной работы с ними потребуются долгие годы, усилия целых коллективов археологов, этнологов, историков. Проведенные раскопки были максимально подробными и тщательными: помимо предметов быта из Ниеншанца и Ландскроны ученые обнаружили при слиянии Невы и Охты неолитические стоянки, о существовании которых на наших берегах не подозревал никто. В руках археологов оказались ценнейшие предметы материальной культуры. Все они подсчитаны, атрибутированы, внесены в реестры и сохраняются по всем правилам современной науки, - ни один из них не будет утрачен. Однако сама территория стройплощадки, где проходили раскопки, исторической ценности уже не имеет.
Почему? В первую очередь потому, что археологам за три года работы удалось буквально просеять землю на исследуемой территории. Если в земле и осталось что-то не найденное, то это предметы мелкие и незначительные. В большинстве своем, - городской мусор, скапливавшийся в сточных канавах вдоль улиц и во рву крепости. После такой активной работы ученых и подсобных рабочих территория раскопа представляет собой глубокий котлован и похожие на терриконы отвалы пустой почвы.
Во-вторых, крепость Ниеншанц и замок Ландскрона, о восстановлении и музеефикации которых любят говорить противники строительства «Охта центра», прекратили свое существование более столетия назад. Надо сказать, что это были самые простые укрепления, построенные из дерева и укрепленные земляными валами. Замков, подобных выборгскому шведы на берегу Невы построить попросту не успели. Поэтому, когда Ниеншанц утратил свое стратегическое значение, он довольно быстро разрушился, а его валы превратились в едва заметную неровность почвы. Затем на этом месте долгие годы работали тяжелые промышленные предприятия - «Петрозавод» и Охтинская верфь. В ходе их строительства и постоянных перестроек остатки старинных крепостей были почти полностью уничтожены. Комиссия Министерства культуры РФ, посещавшая Охту в 1998 году обнаружила, что разрушения необратимы: очередная реконструкция завода, происходившая в 1970 году нанесла старинным руинам смертельный удар. В отчете комиссии указано, что укрепления практически срыты и восстановлению не подлежат. Именно поэтому еще 11 лет назад было принято решение не включать охтинский мыс в список охраняемых территорий. Объект, который можно было бы охранять, как ни печально, прекратил свое существование.
Сегодня, после того, как на Охте поработали археологи, там не осталось даже этих жалких остатков земляных валов: все было срыто и просеяно в поисках объектов материальной культуры - отдельных предметов, сохранившихся в земле несмотря ни на что. Музеефицировать там сегодня просто нечего.
Другое дело, - сохранение ценнейших археологических находок, обнаруженных за последние три года. Среди них есть ценнейшие, - например, нижние венцы деревянного сруба - основа одной из башен Ландскроны, единственный сохранившийся фрагмент этой деревянной средневековой крепости. В проекте строительства «Охта центра» для выполнения этой задачи запланировано создание Музея Ниеншанца, где будут экспонироваться обнаруженные учеными находки - результат их кропотливого трехлетнего труда.
Надо сказать, что раскопки подобного масштаба - длительные, тщательные и, - что редко для России, - хорошо профинансированные - небывалый прецедент для Петербурга. Настолько масштабного исследования на месте будущего строительства в северной столице не проводилось еще никогда. Сумма в 137 миллионов рублей, выделенная на него «Газпромом», многократно превосходит бюджет любого другого археологического проекта в России.
Сегодня эти работы близятся к завершению. Конечно, археологам хотелось бы продолжить раскопки. Просто потому, что в сердце каждого исследователя горит надежда найти еще хоть что-то. Потому что другой проект с таим основательным финансированием сегодня отыскать сложно. Потому что за три года ученые привыкли к работе на Охте. Однако план работ, согласованный с ними, завершен. Новые страницы истории невской дельты открыты. Впереди огромный массив работы с найденными предметами, создание музея, формирование экспозиции. Что бы ни говорили противники строительства «Охта центра», пытающиеся манипулировать мнением горожан, археологи выполнили свою работу качественно и в срок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий